Поиск Загрузка

Экскурс в историю или «разве можно драться веерами?»

Так как ранее возникло много вопросов по поводу того, как можно драться веером, я обещала сделать статью об этом. И вот, не прошло и года, как я на это сподобилась.

Возможно, это и дико для человека западного, но на востоке веер в качестве оружия использовался довольно часто, хотя и не всегда.

Думаю, стоит рассказать по порядку.

Начать предлагаю с Японии, так как именно там, по моему мнению, владение веером было возведено в настоящее искусство. И хотя из тех людей, которые придерживаются мнения о том, что всё, что ни есть в культуре Японии, японцами было "скомуниздино" у китайцев, наверное, следует отдать должное тому, что в Японии многие вещи, полученные у Китая, со временем переосмысливались и перестраивались под жителей островов.

В Японии (также как в остальной Азии) веера носили все – и женщины, и мужчины. Нежелание воинов расставаться с удобным аксессуаром даже на войне (а войн в истории Страны восходящего солнца было немало) привело к трансформации изящного предмета из прелестной безделушки, в оружие, притом не менее грозное, чем самурайский меч!

Хотя, про первые самурайские мечи я, пожалуй, промолчу…

Со временем произошло разделение по функциям. Появились сигнальные веера, боевые и комбинированные – ими можно было как сражаться, так и использовать по прямому назначению, то есть обмахиваться. Для человека в полном боевом доспехе, да в летний зной – не блажь, а острая необходимость.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определённому клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нём отображали определённые узоры и цвета.

Рассмотрим веера чуть ближе и начнём с простейших, сигнальных.

1. Саихаи.

Интересный как по форме, так и по назначению. Не смотрите, что он больше похож на неправильную плётку, это действительно веер. Служил для дублирования сигналов младшими офицерами и представлял собой большую кисть из полосок плотной яркой бумаги или кожи. Прикреплённый на длинную рукоять, саихаи был виден издали, и с его помощью отлично координировались отряды на марше.

2. Гунбай (дансэн утива).

Нескладной веер из железа, дерева или даже кости. Опахало имело форму круга, листа или крыльев бабочки.

Уже вскоре после появления гунбая, прерогативой его использования пользовалось высшее военное начальство. Этим веером пользовались для передачи сигналов армии или противнику, в качестве "зонтика", дабы укрыться от солнца, и как оружие. По легенде, во время одной из войн Уэсуги Кеншин ворвался в шатёр военачальника вражеской армии верхом на лошади. Но Такеда Сингэн, даже несмотря на то, что был застигнут врасплох, отклонил все удары меча своим боевым веером. Но гунбаем военачальники редко сражались, так что основной его функцией всё же была сигнальная.

К слову, гунбай используется до сих пор. Его можно увидеть в руках рефери, судящих поединки борцов сумо.

3. Тэссен.

Также известный, как "железный веер". Был двух видов: состоял из связанных между собой металлических пластин с заточенными краями, или выглядел как обычный веер, но рёбра делались из железа и тоже остро затачивались. Самурай мог носить его в местах, где мечи или другое оружие не было разрешено. Так, самурай не мог войти в дом сюзерена вооружённым, а уж во дворце микадо или сёгуна и подавно! Это было просто немыслимо! Выручал тэссен.

Например, он достойно защитил жизнь Араки Мурашиге, который был обвинён в заговоре.

Мурашиге был призван ко двору Оды Нобунаги, но он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что его жизнь весит на волоске. Ода Нобунага решил оборвать жизнь Араки Мурашиге с помощью створок тяжёлых деревянных дверей, которые, по плану, должны были перерубить несчастному шею, когда тот в проходе отвешивал церемониальные поклоны.

Араки Мурашиге интуитивно положил свой тэссен в паз, по которому скользили створки дверей, и раздался оглушительный звон, когда двери ударились о стальной стержень, но кровь не пролилась. Говорят, что Мурашиге повёл себя так, слвно ничего не произошло. Такое самообладание пришлось по вкусу быстрому на расправу Нобунаге, который тут же простил Араки все его прегрешения.

В бою тэссен использовался и в качестве дубинки (довольно тяжелой), и в раскрытом виде. Им успешно наносили режущие удары, а так же отражали летящие стрелы и дротики.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название "тэссен-дзюцу". Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приёмов, свойственных только этому виду боевых искусств. Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развёрнутом — в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото но Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера. С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ Рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из японского лука).

4. Гунсен.

Складной веер, который мог использоваться и по прямому назначению, то есть для обмахивания и охлаждения. Состоял из металлических спиц, обтянутых бумагой или тканью. Внешнее ребро делалось стальным. Вряд ли использовался, как боевой, но при должной сноровке мог отвести удар.

Использование вееров в качестве оружия получило большое распространение среди низшей прослойки общества, которой не дозволялось носить клинковое оружие.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн Рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с десятью противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

Что же касается Китая… То тут всё несколько иначе, хотя и не то, чтобы слишком.

"

«Полет пурпурной бабочки» – взмах китайского боевого веера".

"Движения веера в руках Мастера подобно взмахам крыльев изящной бабочки", так считали в Древнем Китае. Но на родине Конфуция и величайшей философии бытия боевой веер не стал чистым орудием уничтожения. Созерцание, медитация, самосовершенствование – без этих постулатов не обошлось и тут. И веер в Китае трансформировался в… военно-философское оружие.

Выверенными взмахами опахала – учили Мастера – можно собрать внешнюю энергию и, посредством этого – изменить внутреннюю. Ну, а при нападении не грех использовать веер и как прямое оружие.

Даосизм тоже не обошёл веер своим вниманием. Согласно шаманским верованиям, женщина могла управлять ветром. А что есть веер? "Рождающий ветер"! А значит, в руках женщины он – воистину магическое оружие.

Если в Японии веер просто трансформировался как "подручное средство", то в Китае всё оказалось сложнее. Философские учения находились в жёстком сплаве с боевыми, и всё это закалялось в мирном огне буддизма. Носителями подобной культуры стали в основном монахи. Но в некоторых монастырях оружие (даже просто ношение) оказалось под запретом. Так появились техники боя подручными предметами – шестами, посохами, палочками для еды и, конечно – веерами. В мирное время опахало служило для самосовершенствования и упражнений, а при нападении – могло защитить.

Кроме того, в семнадцатом веке Китай попал под власть маньчжуров. Бесконечные восстания жестоко подавлялись, но вспыхивали снова и снова. В конце концов, последовал запрет на ношение оружия. Получить разрешение могли немногие. И вот тут-то снова пришёл на помощь веер! Незатейливый предмет, охлаждающий разгорячённое лицо странствующего мудреца. Статусная безделушка в руках у чиновника. Заткнутый за пояс верный помощник монаха. Опахало, помогающее прогнать усталость после работы в поле крестьянину. И – грозное оружие, которое применялось против захватчиков.

Веер шань

изготавливали из бамбуковых пластин, оклеивали шёлком или бумагой. Техника боя отличалась разнообразием: веером били, кололи, цепляли. Опытные бойцы могли вырвать из рук противника оружие, зажав его между пластинами опахала. Раскрытый веер тоже давал немало преимуществ: быстрые взмахи сбивали врага с толку, не давая понять, откуда прилетит удар. А заодно можно было парировать летящие ножи и дротики.

Родным, но более опасным братом веера шань был металлический веер. Бамбуковые пластины в нём заменили на стальные спицы. Это расширило возможности веера как оружия и сделало его более смертоносным.

В современном виде китайский боевой веер не забыт. Но применение его сугубо мирно – теперь это своего рода "спортивный снаряд". Но при необходимости…

Довольно часто веера использовались не как основное оружие, например, для отвлечения внимания врага или закрытия ему обзора. В данном случае помимо, например, тэссена, мастер владел ещё и коротким мечом, танто, или кинжалом.

Женщины же, которые не обладали большой физической силой, могли идти на уловки и, например, смазывать заострённые спицы ядом. Достаточно случайной царапины или укола, чтобы противник был повержен.

Ещё в складках веера можно было оставить порошок, чтобы при раскрытии тот попал в глаза и дыхательную систему противника, но тут нужно быть настоящим мастером. Ветер не в ту сторону или раскрыл не вовремя, и всё, баста, сам пострадал от своих уловок.

Естественно, здесь я не описывала выдуманные возможности фэнтезийных мастеров боевых искусств, вроде Е Цин Ло, но, думаю, представить, как она использует свою Ци, создавая веером потоки воздуха, не сложно.

Надеюсь, я вас не запутала и не утомила своей "энциклопедической справкой".

Приятного чтения!

http://tl..ru/book/6961/656387

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии